Юзабилити. Разработка сайта в Алматы

12 августа 2013

Рассуждения о том, как сделать не только красиво, но и удобно

Юзабилити – учение об удобстве интерфейсов. Сайт является сложной системой, где все элементы спроектированы таким образом, чтобы посетитель за минимальное время получил максимальное удовлетворение своих потребностей.

Дизайн

В подавляющем случае он является лишь средством, а не самоцелью разработки сайта. А цель – привлечение и удержание посетителей; им в первую очередь информация нужна, а не картинки. И информация должна быть доступной без лишних телодвижений, элементы дизайна не должны мешать. Они должны помогать. Вот тут и начинается грань, когда начинает быть применимым юзабилити.

Ссылки

Ссылки – основа всего интернета. Следовательно, посетитель, придя на сайт, должен видеть, какие элементы сайта являются ссылками, а какие нет. Стандартом является синий цвет ссылки и ее подчеркнутость. И если синевой можно пренебречь, ведь не в любую цветовую гамму она гармонично впишется, то подчеркивание должно быть. Оно работает подсознательно. Ссылки на внутренние страницы сайта, в общем случае, должны открываться в том же окне, внешние – в новом.

Регистрация и форма авторизации

В большинстве случаев регистрация вообще не нужна – особенно такая, без которой невозможно пользоваться основным функционалом сайта. Регистрация в интернет-магазинах нужна только для постоянных клиентов; для совершения покупки нужно добавить ее в корзину и заполнить форму для доставки.

Капча

Капча – главное зло современного интернета, это первый признак беспомощности вебмастера перед нашествием ботов. Война со спамом, безжалостная и беспощадная, не жалеет и простых добросовестных потребителей. Иногда бывает проще уйти с сайта, чем разбирать закарлючки на капче или решать какие-то ребусы.

Навигация и поиск

Поиск по сайту не должен дублировать навигацию, теги и метки – тоже; все это вспомогательные элементы, но любая информация должна быть легко находима через стандартные навигационные элементы, а именно через ссылки меню. В интернет-магазине вся навигация должна приводить к покупке, это очевидно. И шагов от выбора товара до оформления заказа должно быть минимум. Естественно, на каждой странице должна быть ссылка на оформление заказа.

Официальная информация

Если сайт оказывает платные услуги или продает товары, нужно завоевать доверие потенциальных покупателей. Отзывы – конечно, хорошо, но решающий роли они не играют, так как всем известно, откуда берется большинство из них. Нужно обязательно разместить полную информацию о компании – юридический и физический адреса, лицензии, разрешения и все необходимые документы.

Скидки и акции

Все акции должны быть честными. Сложно сейчас что-то скрыть в интернете. Например, поднять цену, а потом снизить, назвав это "скидкой" можно, но информация о старых версиях страниц останется в кэше поисковых систем, в веб-архиве, и обман всплывет. Информация о скидках должна бросаться в глаза, но не закрывать от посетителя основной контент. Не нужно занимать ей всю главную страницу – достаточно просто сообщить об этом на видном месте.