Итак, есть всего три основных фактора, определяющих удобство сайта для пользователя или его юзабилити. Их можно сформулировать следующим образом:
- Соответствие сайта целям пользователя.
- Уровень доверия ресурсу.
- Сложность оперирования ресурсом.
Остановимся на них более подробно и начнём с соответствия сайта целям посетителя. Необходимо четко осознать, что именно нужно посетителям, достигает ли он поставленной цели. Для этого необходимо изучать запросы посетителей, плотно контактировать с аудиторией.
Как это сделать? Нужны тщательные маркетинговые исследования, выявляющие потребности реальных посетителей. На основании этих данных формируется контент и он должен быть полезен и интересен конкретной целевой аудитории. Данные можно получить различным способом.
В первую очередь это анкетирование, позволяющее общаться с посетителями сайта и совершенствовать его, основываясь на полученной информации. Способ этот довольно простой, но требующий тщательной подготовки. В противном случае данные будут субъективными или недостаточными. При составлении анкеты необходимо руководствоваться следующими принципами:
- вопросы должны быть максимально простыми, понятными и конкретными;
- действия пользователя для заполнения анкеты должны быть максимально упрощены;
- не должно быть слишком много вариантов ответов;
- обязательно должна быть возможность дать собственный вариант ответа;
- количество вопросов должно быть минимально.
Второй действенный инструмент — это форма обратной связи. Он более подходит для получения информации об отношении к отдельным страницам сайта благодаря возможности оставить комментарии.
Далее остановимся на уровне доверия к сайту. На него влияют следующие факторы:
- Точность приведенной информации, отсутствие голословных заявлений и туманных ссылок на источник, наподобие: «зарубежные ученые установили...».
- Наличие контактов, свидетельствующих о реальном существовании лиц или организации.
- Высокое качество дизайна.
- Регулярное обновление информации на сайте. Последняя новость годовой давности — ещё одна причина потери посетителей.
- Отсутствие ошибок в контенте, в т. ч. и грамматических.
- Исключение показов чужих баннеров, особенно легкомысленного характера.
И, наконец, сложность оперирования с сайтом. На любом сайте, кроме одностраничных, требуется совершение определенных действий для доступа к той или иной информации. Если доступ к товару или покупке максимально затруднен — это может привести к потере покупателя.
Но, чем больше сайт, тем сложнее оптимизировать его интерфейс. Выход — проведение юзабилити-тестирования, представляющего собой выполнение определенных заданий пользователем (от 1 до 5). Таким образом, можно провести анализ результатов и сделать необходимые выводы.