Что такое агрегатор
Агрегатор (или еще его называют маркетплейс) – это сайт прослойка, на котором встречаются продавцы и потенциальные покупатели товара или услуги. Примеров много: Booking – агрегатор отелей, Aviasales – агрегатор авиабилетов, Cian – агрегатор недвижимости.
По большому счету в любой нише можно попробовать объединить продавцов и покупателей. Основной вопрос в том, удастся ли выстроить прибыльную бизнес-модель, так как нюансов в создании агрегатора много.
Как выбрать нишу для агрегатора
Как я сказал выше, ниш много, но они все различаются между собой по разным критериям.
- Порог входа
Достаточно трудно создать агрегатор отелей, потому что ниша крайне конкурентная. На ней уже есть монополисты с огромными бюджетами. Да, можно попробовать, но нужно детально просчитать бизнес-план, понять, сколько денег вам потребуется в данной нише.
Вы хотите создать агрегатор авиабилетов. Вбив в Яндекс или Google какие-то основные запросы, например «купить авибилеты», вы увидите, что в поисковой выдаче около восьми агрегаторов и всего две авиакомпании. Каждый из этих агрегаторов имеет много трафика (проверить это можно с помощью специальных сервисов). Например, Skyscanner имеет около 5 млн визитов в месяц, из них 50% трафика дает поиск.
Также можно проверить стоимость клика в данной нише, добавить еще какие-то факторы для анализа, а затем уже делать выводы. Например, после анализа по нише авиабилетов я делаю вывод, заходить в нее нужно, имея большие инвестиции.
2. Размер ниши
Другая проблема – ниша может быть слишком маленькая, поэтому нужно посчитать размер ниши. Важно не путать: размер ниши – это не все люди, которые, например, хотят учить английский язык, а лишь те, кто готовы пользоваться агрегатором для выбора школы английского языка.
На мой взгляд, самый эффективный и одновременно простой способ оценки размера ниши – анализ конкурентов. С помощью маркетинговых онлайн-инструментов (SimilarWeb, KeySo и т.п.) можно посчитать, сколько трафика получают агрегаторы-конкуренты, какова структура этого трафика.
3. Наличие партнерской инфраструктуры
Хорошо бы до запуска агрегатора прозвонить какое-то количество основных игроков из ниши и узнать, заинтересованы ли они в размещении на вашем сайте, есть ли у них партнерские программы под это. Например, в нише школ английского языка я столкнулся с проблемой: школы из регионов в 90% случаев не хотели размещаться ни на каких условиях. Поэтому важно проверить, хотят ли игроки сотрудничать с вами.
Попробуйте до создания агрегатора написать игрокам рынка. А лучше – позвонить. Главное – задать правильные вопросы.
Плохой пример вопроса: «Вы бы разместились у нас, если бы мы создали агрегатор?».
Хороший пример вопроса: «У вас есть потребность в размещении на площадках (и далее привести пример агрегатора в этой нише)?».
4. Средний чек в нише
Один из основных способов монетизации агрегатора – это комиссии с продаж. Выгоднее получать комиссии с высоких средних чеков. Средняя комиссия по всем нишам равна примерно 10–20%. Хотя, конечно, бывают колебания в ту и в другую сторону.
5. Возможность получать платный трафик
Очень часто агрегаторы живут только за счет SEO-трафика. Это большая проблема, так как зависимость от SEO-трафика делает проект уязвимым. С одной стороны, поисковый трафик – отличный, очень конверсионный, с другой – если завтра поисковые системы изменят свои алгоритмы или Яндекс (что он сейчас и делает) заполонит выдачу своими продуктами, вам будет все сложнее получать пользователей. Лучше иметь подстраховочные варианты.
Что дальше
После того как вы выберете нишу, нужно будет приступать к первым практическим шагам. Опишу основные моменты, на которые стоит обратить внимание на этом этапе.
1. Движок для агрегатора
Можно пойти в веб-студии и заказать сайт у них. Минус этого способа в том, что, скорее всего, вам придется выложить немалую сумму за итоговое решение, ведь агрегатор – достаточно сложный технически сайт.
Дешевле – найти фрилансеров или разработать сайт с нуля самому. Я так и делал. Но для этого нужно иметь навыки и понимать в разработке. Также можно купить готовый движок.
Мы свой движок постоянно дорабатывали примерно 1,5 года. Если оценивать это в деньгах, а именно в зарплате программиста, то это обошлось минимум в 1 млн рублей. Но тут уточню: мы постоянно развивали продукт. Кто-то может дешевле создать простой агрегатор и уже на нем что-то делать.
2. Фокусировка
Большой риск сразу пытаться залезть в крупную нишу. Я сделал такую ошибку со своим вторым агрегатором онлайн-сервисов gde-saas. Я вложил около 500 тысяч рублей в написание уникального контента для 1700 онлайн-сервисов, так как у основных конкурентов было то же самое.
Проблема в том, что чем шире ниша, тем больше затраты. Для тестирования можно взять какую-то подгруппу любой ниши. Например не все отели, а только отели в Москве для пенсионеров. Так вы сможете обкатать модель, понять подводные камни и лишь потом масштабироваться.
Можно делать контент и для большого количества объектов, но тогда нужно понимать, что это будет съедать много ресурсов.
3. Терпение
Как бы это банально ни звучало, агрегатор – достаточно долгое и муторное предприятие. Нужно набраться сил и терпения, чтобы получить результаты. Свой агрегатор школ английского языка я выводил в плюс примерно год. На это ушло столько времени, потому что SEO-трафик растет медленно. А еще нужно много времени на заключение договоров с партнерами. Возможно, у вас получится намного быстрее.
Выводы
Так как я до сих пор занимаюсь именно агрегаторами, конечно, я могу рекомендовать это направление. Но повторю, что многое тут зависит от индивидуального подхода, как и в любом другом бизнесе. Один человек может вывести агрегатор в плюс и хорошо на этом зарабатывать, другой, делая похожие вещи, но упустив какие-то важные нюансы, может провалить проект.