Типографика на сайте

21 февраля 2019

Мы не раз упоминали о значимости качества текстов на сайте практически любой тематики и любого назначения. Тексты должны быть написаны людьми и для людей. Появление новых алгоритмов поискового ранжирования, того же «Баден-Бадена» в «Яндексе», только подтверждают этот тезис. Помимо смыслового содержания качество текстового контента определяется его подачей, оформлением и структуризацией, иными словами - типографикой.

Типографика (от греч. τύπος — отпечаток + γράφω — пишу) — графическое оформление текста посредством его набора и верстки в соответствии с правилами и нормами, применяемыми для конкретного языка.

Типографика — важный инструмент веб-дизайна, от правильности применения которого зависит читабельность текста на Вашем сайте и создаваемое им настроение (читай — посыл).

Первоначально понятие типографики зародилось в полиграфии. Развитие технологий и перемещение текстов в цифровую среду расширило спектр её применения — теперь все большее количество текстов транслируется и потребляется в веб-формате. Несмотря на появление новых форм коммуникации с пользователем, прежде всего медиа-контента (видео, аудио, мультипликации), текст продолжает оставаться основным и самым эффективным способом передачи и восприятия информации с максимальным сохранением первоначального смысла.

Текст, который пользователь захочет прочесть еще не вникая в его смысл, как правило, отвечает таким характеристикам как:

Удобочитаемость — легкость восприятия символов текста, его шрифта. Эта характеристика позволяет сделать чтение комфортным и особенно важна для сплошных текстов. В типографике в целом, и в веб-типографике в частности, хорошо сверстанный текст обозначают понятием «серебро набора». «Серебро набора» - текст, который смотрится цельным и ровным блоком. В идеале сплошной текст должен отличаться именно этим качеством.

Заметность — свойство текста или его части, призванное обратить на него внимание, обозначить акцент. Текст с такой характеристикой пользователи сначала видят, а уже потом - читают.

Различимость — используется для характеристики текста в условиях пониженной видимости и/или ограниченного времени прочтения.

Для того, чтобы текстовый контент на Вашем сайте содержал все вышеперечисленные характеристики и находил отклик у пользователей, необходимо придерживаться ряда правил и рекомендаций. Прежде чем перейти к правилам веб-типографики рассмотрим основные термины.

Основные термины типографики

Гарнитура — один или несколько шрифтов различного размера и начертания, объединенные единым стилем рисунка и состоящие из определенного набора типографских знаков.

Шрифт — набор символов определенного размера и рисунка.

Кегль — размер знака (буквы) по вертикали, включая ее верхние и нижние выносные элементы. Иногда вместо термина «кегль» используется термин «размер шрифта». Измеряется в типографских пунктах (pt).

Интерлиньяж — расстояние между базовыми линиями соседних строк или междустрочный пробел. В компьютерной верстке также используется термин «межстрочный интервал».

Кернинг — уменьшение или увеличение расстояния между знаками. Как правило, используется для регулировки отступа между отдельными знаками.

Трекинг — равномерное изменение расстояния между знаками (межбуквенных пробелов).

Висячая строка — неполная строка (меньше 2/3 длины полной строки) в начале или в конце абзаца. Если одно слово или очень короткая строка приходится на конец абзаца или страницы соответственно, то такие строки называют «вдовами». «Сирота» - висячая строка, расположенная в начале новой колонки или страницы.

Рубрикация — структуризация текста с помощью заголовков и подзаголовков в соответствии с соподчиненностью его отдельных частей.

Абзац — фрагмент текста, выражающий законченную мысль.

Графема — единица письменной речи (буква, иероглиф, идеограмма и т.д.). Одну графему однозначно можно отличить от другой графемы.

Глиф —  конкретное графическое отображение графемы.

Капитель (шрифт) — начертание в гарнитуре, при котором строчные буквы отображаются как заглавные при уменьшенном размере.

Создание сайта в Алматы