Как оптимизировать зомби-страницы

8 января 2021

Зомби-страницы (от англ. Zombie Pages) – это страницы веб-ресурса без поисковых сигналов, трафика и потенциала для его привлечения, а также к ним трудно или невозможно получить доступ через результаты поиска. В этой статье мы расскажем о том, как обнаружить такие страницы и что делать, чтобы они не влияли на видимость всего вашего сайта в целом. 

Почему zombie-страницы вредят вашему сайту 

Почти все определения относят их к страницам с устаревшим содержанием и низкой производительностью. Со временем производительность ухудшается настолько, что они превращаются в «мёртвые страницы», то есть их редко кто видит. Такие страницы существуют из-за бездумного желания ранжироваться по определённым ключевым словам. Также могут выступать в качестве страниц-заполнителей, которые когда-то считались необходимыми, но на самом деле бесполезны для навигации. Они не содержат полезной информации для пользователей, а также игнорируются поисковыми системами. Обнаружение и проработка зомби-страниц позволяет:

  • Улучшить пользовательский опыт посетителей, снизить показатель отказов и увеличить коэффициент конверсии сайта.
  • Улучшить общий показатель ресурса – поисковая система оценивает сайт в целом – компенсация негативного воздействия зомби-страниц повышает его общую оценку и, следовательно, улучшает его позиционирование.
  • Оптимизировать краулинговый бюджет – удаление или блокировка индексации таких ссылок позволяет распределить краулинговый бюджет по наиболее значимым страницам ресурса. 

Виды Zombie Pages

Рассмотрим распространённые типы зомби-страниц:

  • Вне индекса поисковика.

На этих страницах обычно возникают технические проблемы, например, слишком долгая загрузка или невыполнение скриптов. Поисковик решит не индексировать страницы, которые замедляют его задачу и которые в любом случае с высокой вероятностью будут оставлены посетителями. Эти страницы отсутствуют в индексе результатов ПС, они не посещаются или в любом случае не получают прямой трафик из поисковой системы. Такие страницы можно найти при техническом аудите сайта или при помощи отчёта в GSC: Отчёт Покрытие –> Исключено. В этом отчёте показываются страницы, индексирование которых не выполняется намеренно. 

Либо в отчёте Я.Вебмастера: Индексирование –> Страницы в поиске –> Исключённые. 

  • Не оптимизированные под мобильные устройства.

Страницы, которые не оптимизированы под мобильные устройства или которые занимают слишком много времени для навигации на мобильных телефонах, также находятся в невыгодном положении. Поисковик накажет их, потому что посчитает, что они приводят к ухудшению пользовательского опыта.

Они присутствуют в результатах ПС, но их рейтинг снижается.

Посмотреть такие страницы можно в отчётах GSC –> Удобство для мобильных. В этом отчёте отображаются страницы с проблемами удобства просмотра с мобильных устройств. 

Либо в Я.Вебмастере –> Инструменты –> Проверка мобильных страниц. 

  • С устаревшим или низкокачественным контентом. 

Есть два типа:

  • Опубликованные страницы, которые не обновлялись несколько лет. Поисковик может понизить их рейтинг, посчитав устаревшими.
  • Страницы с низким содержанием контента (менее 300 слов). Такие страницы обнаруживаются либо путём ручного просмотра, либо при помощи парсинга сайта, например, Netpeak Spider –> отчёт «Мин. соотношение text/HTML». 

Эти страницы постепенно понижаются в результатах.

  • Недостаточно или вовсе не оптимизированы для SEO.

Эти страницы могут быть весьма полезными и интересными для пользователей вашего ресурса, но они не применяют критерии SEO (например, отсутствие тегов alt, h1, h2 или h3, неправильный или слишком длинный заголовок, отсутствие ключевых слов и т. д.) Такие страницы понижаются в результатах поиска.

  • Сиротские страницы.

Они просто не обнаруживаются роботами-краулерами, не связаны никакими внутренними ссылками с другими страницами сайта. Такие Zombie Pages каким-то образом плавают в параллельной вселенной и почти не имеют шансов на ранжирование. Обратите внимание, что сиротские страницы отличаются от страницы 404, которая не существует, но может иметь ссылки, указывающие на неё. Страницы-сироты могут также рассматриваться как «страницы дверного проёма», которые могут быть интерпретированы как спам.

Один из самых простых методов для выявления «бесхозных» страниц (ну, если только ваш сайт не содержит тысячи страниц) – сравнить вашу карту сайта в формате XML со списком страниц в индексе поисковика (например, вы можете получить этот список из отчёта о покрытии GSC). Вам просто нужно сравнить два списка, чтобы определить страницы, присутствующие в вашей карте сайта, но отсутствующие в индексе поисковика. Затем вам нужно связать сиротские страницы с остальной частью вашего сайта с помощью внутренней перелинковки. 

Определяем список зомби-страниц

Предположим, что у каждого веб-ресурса есть sitemap.xml с полным перечнем полезных страниц. Шаг

Определяем список страниц сайта.

  • Заходим на https://mysite.ru/sitemap.xml.
  • Выделяем и копируем URL’s.
  • Создаём файл Excel, вставляем в него полученные данные из 2-го пункта, удаляем ненужные столбцы – оставляем только урлы и ставим в соседней колонке напротив каждого урла цифру
  • Также можно использовать второй способ, получив список урлов, которые есть в индексе, но не находятся в Sitemap, получив их из GSC. Покрытие –> Страница без ошибок –> Страница проиндексирована, но её нет в файле Sitemap. 

Покрытие –> Страница без ошибок –> Страница проиндексирована, но её нет в файле Sitemap. 

Шаг 2. Определяем список страниц сайта, отсортированных по посетителям.

В этом случаем мы определяем такой список с помощью Google Analytics.

  • Заходим в GA –> Источники трафика –> Каналы –> Organic Search –> Страница входа.
  • Выбираем период в полгода (при этом нужно обязательно учитывать сезонность). 
  • Сортируем пользователей от меньшего к большему и выставляем максимально возможное количество строк на странице, чтобы вошли все минимальные результаты.
  • Экспортируем список URL’s в любом удобном формате.
  • Открываем скачанный файл и оставляем столбцы со списком URL’s и количеством посетителей.
  • Выделяем и копируем урлы, которые больше определённой цифры.
  • Ориентир на менее 5 просмотров за последние полгода. Можно делать поправку на тематику. 

Шаг 3. Определяем zombie-страницы.

  • Выделяем урлы в 2-х столбцах, при помощи функции ВПР =ЕСЛИОШИБКА(ВПР(D2;A:B;2;0);0) определяем список URL’s, которые есть и в первом, и во втором столбцах. 
  • Фильтруем список страниц по столбцу с идентификатором со значением 0. (Если вы использовали второй способ, описанный в шаге 1, пункт 4, тогда нужно отсортировать значения по идентификатору со значением 
  • Полученный список и будет считаться зомби. 

Как убрать влияние зомби

Получив список зомби-страниц, нужно проверить каждый тип на ошибки, перечисленные выше, будь то техническая проблема либо проблемы с оптимизацией и контентом страниц. Решать, как обращаться с отдельными зомби, нужно индивидуально для каждого ресурса. Вы можете:

  • Полностью переделать страницу, используя качественный контент. Эта стратегия хорошо работает для страниц, которые имеют важное значение для навигации, но не представляют ценности.
  • Сделайте её донором органов, взяв фрагменты содержимого и поместив на другие страницы с более высоким приоритетом. Эта стратегия работает для страниц с хорошим содержанием или второстепенной целью, но не заслуживающими собственного URL.
  • Обновите страницу, добавив более качественный контент и дважды проверив всю оптимизацию. Вы также можете попытаться указать на неё больше внутренних ссылок с вышестоящих элементов навигации или получив обратные ссылки с других веб-сайтов.

Если не получается использовать ни один из перечисленных вариантов – удалите зомби, используя 301 редирект для сохранения всех внешних сигналов. Иногда страницу не удаётся спасти, несмотря на все наши усилия. Вам нужно будет учесть недостающую страницу, изменив свой путь навигации и добавив информацию, которую она однажды предоставила (если таковая имеется), в других разделах сайта. 

Продвижение сайта в Алматы

Источник: siteclinic.ru